«Летняя школа реставрации»: путевые заметки архитектора

Опубликовано: 05.08.2018 13:18

В Архангельской области началась работа над научно-исследовательским проектом «Летняя школа реставрации». Это не первый совместный проект «АМГ-технолоджи» с Союзом реставраторов России.  Напоминаем, что в апреле текущего года была успешно проведена акция в Туле под названием: «Дорогами памяти, дорогами победы!», в рамках которой студенты реставраторы подарили вторую жизнь предметам военных лет.

Работа «Летней школы реставрации» началась с исследований деревянных и каменных храмов Каргополя и его окрестностей, с изучения и работы над  материалом, из которого строятся объекты культурного наследия.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОБОР РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, 1562 года, г.Каргополь

Паникадило (церковную люстру) держит рука, видимо Господа. Самый старый каменный храм города. Чуть старше Софийского собора в Вологде (1568-1570).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЕРЕСТЯНОЙ МАТ.

Береста — самый лучший гидроизоляционный материал. Никакой руберойд, гидроизол и пр.с ним не сравнится. Срок её службы практически не ограничен. Даже когда бревна протрухли, береста остаётся, как новенькая. Неслучайно археологи находят очень древние

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЕРЕСТЯНЫЕ грамоты, потому что этот материал, действительно, долговечен. Эти бревна были подвергнуты «корению» «до бела» (снятию коры и луба скобелем) для того, чтобы в последствии избавить бревна от повреждения жуком-короедом. Обратите внимание, верхнее бревно сужено на концах (процесс сомления). В нижних — вытесаны чаши. Таким образом, получилось два узла венца «в обло». При реставрационной обработке дерева пила не используется. Вместо неё — топор. Именно этот инструмент заминает древесные волокна, чтобы смола не выходила из бревна и оно дольше служило.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС. Объект культурного наследия регионального значения.  На переднем плане Сретенская церковь (1803), на заднем — церковь Архангела Михаила (1715), село Архангело Архангельской области.

Криволинейная кровля, купола и барабаны раньше были покрыты лемехом. Металл на крыше — это уже переделки XIX века. Почва неустойчивая, 2 метра глины в толщу, поэтому храмы искривлены по фасадам. Около 10 нижних венцов (примерно 2 м) церкви Архангела Михаила просто убраны по мере  его эксплуатации в виду их ветхости. Убирали венцы методом вывешивания. Стены поддомкрачивали, выкатывали нижние венцы и ставили храм обратно. Это давало дополнительную усадку. Так церковь становилась все ниже и ниже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОКНА ХРАМОВ. Церковь XVII века, объект культурного наследия федерального значения вблизи села Архангело. Интересные кованые решетки с колечками на перекрестиях. Это, по всей видимости, была не редкость. Края проема обтесаны под оконный блок, что говорит о подлинности и первоначальности данного окна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕРКОВЬ ИОАННА ЗЛАТОУСТА, 1665 года, село Саунино. До революции остатки сруба стесали, чтобы легче было обшить храм. А в 80-е годы XX века реставраторы попытались докомпоновать остатки, то есть удлинить их и приблизить к первоначальному виду.

Продолжение следует……